В Москве, в Библиотеке по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН), состоялось пленарное заседание в рамках Всероссийской конференции «Экологическое образование для экологического благополучия», организованное Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского. Ключевая дискуссия, объединила ведущих экспертов государства, образования и науки для обсуждения стратегических направлений развития экообразования.
Всероссийская конференция по экообразованию задала стратегические векторы развития при поддержке государственных институтов
Высокий статус мероприятия и его значимость для формирования экополитики подчеркнули приветственные обращения, поступившие в адрес Фонда от вице-президента Российской академии наук, академика РАН Степана Николаевича Калмыкова; директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Александра Сергеевича Алимова; члена Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадия Ивановича Орденова; и исполняющей обязанности генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России Натальи Алексеевны Михальченко.
Пленарное заседание открыла генеральный директор Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского, член Общественного совета при Минприроды России Ольга Плямина. Она подчеркнула, что цель ВКЭО – не формальные доклады, а открытый диалог и поиск реальных решений. Также Ольга Владимировна рассказала о пяти, сформированных в Фонде им. В.И. Вернадского, ключевых направлениях экопросвещения. Первое – наставничество: «Вырастить профессиональных наставников – значит обеспечить устойчивость всей системы». Второе – честная, яркая и профессиональная коммуникация об экологии: «Иначе место в информационном поле займут фейки и манипуляции». Третье – развитие экологических игр, которые делают обучение более эффективным и повышают усвоение материала. Четвёртое – связь экологии и патриотизма: любовь к большой Родине начинается с малой. Пятое – сотрудничество и партнёрство: «Без диалога сегодня невозможно решать проблемы – ни в экологии, ни в образовании. И ВКЭО – первый шаг на этом пути.
Государственный заказ и профессиональные стандарты
Дискуссия началась с вопросов государственной политики. Елена Мирюгина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России, осветила подготовку кадров для «зеленых» отраслей экономики, подчеркнув необходимость соответствия образования запросам реального сектора.
Эту тему развил Сергей Прокофьев, вице-президент «Союза Экологов России», рассказав о систематизации требований к специалистам. Он отметил, что Совет по профессиональным квалификаций работает над тем, чтобы в обновленных стандартах были учтены все нормативные акты, трудовые действия, знания и опыт, которые затем станут профессиональными компетенциями в системе образования.
Трансформация высшей школы и интеграция с практикой
Представители высшей школы не обошли вниманием и системные проблемы экологического образования. Нина Алексеева, заместитель декана географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, обозначила ключевые вызовы, стоящие перед вузами. «Конечно, текущие проблемы высшего экологического образования общеизвестны – содержательные и методические вопросы. Но большая головная боль для всех нас – это выездные практики, которые сокращаются и по тематике, и по продолжительности.», – констатировала она.
Ответом на эти вызовы становится усиление практико-ориентированности, о котором рассказала Елена Савенкова, директор Института экологии РУДН. «Вся наша работа строится на сопряжении науки, образования и практики. У нас нет цели просто выпустить человека с дипломом», – подчеркнула Елена Савенкова. В качестве успешного кейса она привела пример целевого приема для Росприроднадзора, что демонстрирует выход российского экообразования на международный уровень.
Непрерывность и междисциплинарность: от школы до музея
Логичным развитием дискуссии о качестве образования стал разговор о его содержании. Сергей Алексеев из СПб АППО убедительно доказал, что экологические вызовы требуют междисциплинарных решений: «Образование для устойчивого развития – междисциплинарная проблема. Экологическая идентичность – часть российской идентичности, основа патриотического сознания».
Практическим воплощением этого подхода на школьном уровне поделилась Ирина Рябинина, директор “Школа № 1530 “Школа Ломоносова”. Она показала, как экологическая тематика интегрируется в самые разные предметы – от биологии до литературы. «Главная фигура – учитель-носитель экологических ценностей. Это половина успеха», – считает Рябинина.
За стенами школ и вузов эффективную образовательную среду создают учреждения культуры. Анна Клюкина, директор Дарвиновского музея, привела яркий пример: «85% наших посетителей приходят семьями, что показывает востребованность неформального образования».
Масштабный просветительский проект представила Тамара Пантелеева, директор фестиваля «Первозданная Россия»: «Наш фестиваль – не просто выставка, а комплексная просветительская экосистема».
Завершил эту смысловую линию Андрей Смуров, директор Музея землеведения МГУ, раскрывший глубокую взаимосвязь экологического благополучия, культурных кодов и экономического развития.
Пленарное заседание задало содержательный вектор для дальнейшей работы конференции. Дискуссия продолжилась на тематических секциях, посвященных подготовке кадров, работе с детьми и молодежью, роли заповедных территорий и международному сотрудничеству.
Завершилось мероприятие торжественной церемонией награждения победителей Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие», который Фонд имени Вернадского проводит уже в пятнадцатый раз. В 2025 году на конкурс поступило почти 300 заявок из 51 региона России, а также из Республики Азербайджан и Республики Беларусь.
Были награждены 10 проектов-победителей в четырех номинациях:
«Экообразование» – проекты образовательных учреждений всех уровней;
«Экопросвещение» – инициативы по распространению экологических знаний среди широких масс;
«Гражданские экоинициативы» – проекты неравнодушных граждан;
«Экосемья» – семейные экологические проекты.
Среди победителей – проект «ЮнЭкоС» белгородского социально-реабилитационного центра, где дети создают экологические кукольные спектакли; «Школа защитников природы» Кроноцкого заповедника; томский семейный проект «ЭКО семья: чистые традиции» и другие значимые инициативы.
Сегодня работа конференции по секциям продолжается. Эксперты и практики обсудят ключевые направления развития экообразования: дошкольное экологическое образование, экообразование в начальной и средней школе, роль музеев и библиотек как центров экопросвещения, международное сотрудничество в области экообразования и лучшие практики экологического просвещения.