Неправительственный экологический фонд
имени В.И. Вернадского

Всероссийская конференция по экообразованию задала стратегические векторы развития при поддержке государственных институтов

Опубликовано 28.10.2025

В Москве, в Библиотеке по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН), состоялось пленарное заседание в рамках Всероссийской конференции «Экологическое образование для экологического благополучия», организованное Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского.  Ключевая дискуссия, объединила ведущих экспертов государства, образования и науки для обсуждения стратегических направлений развития экообразования.

Высокий статус мероприятия и его значимость для формирования  экополитики подчеркнули приветственные обращения, поступившие в адрес Фонда от вице-президента Российской академии наук, академика РАН Степана Николаевича Калмыкова; директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России Александра Сергеевича Алимова; члена Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадия Ивановича Орденова; и исполняющей обязанности генерального директора Государственной публичной научно-технической библиотеки России Натальи Алексеевны Михальченко.

Всероссийская конференция по экообразованию задала стратегические векторы развития при поддержке государственных институтов

Пленарное заседание открыла генеральный директор Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского, член Общественного совета при Минприроды России Ольга Плямина. Она подчеркнула, что цель ВКЭО – не формальные доклады, а открытый диалог и поиск реальных решений. Также Ольга Владимировна рассказала о пяти, сформированных в Фонде им. В.И. Вернадского, ключевых направлениях экопросвещения. Первое – наставничество: «Вырастить профессиональных наставников – значит обеспечить устойчивость всей системы». Второе – честная, яркая и профессиональная коммуникация об экологии: «Иначе место в информационном поле займут фейки и манипуляции». Третье – развитие экологических игр, которые делают обучение более эффективным и повышают усвоение материала. Четвёртое – связь экологии и патриотизма: любовь к большой Родине начинается с малой. Пятое – сотрудничество и партнёрство: «Без диалога сегодня невозможно решать проблемы – ни в экологии, ни в образовании.  И ВКЭО –  первый шаг на этом пути.

Генеральный директор Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского Ольга Плямина
Генеральный директор Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского Ольга Плямина

Государственный заказ и профессиональные стандарты

Дискуссия началась с вопросов государственной политики. Елена Мирюгина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России, осветила подготовку кадров для «зеленых» отраслей экономики, подчеркнув необходимость соответствия образования запросам реального сектора.

Эту тему развил Сергей Прокофьев, вице-президент «Союза Экологов России», рассказав о систематизации требований к специалистам. Он отметил, что Совет по профессиональным квалификаций работает над тем, чтобы в обновленных стандартах были учтены все нормативные акты, трудовые действия, знания и опыт, которые затем станут профессиональными компетенциями в системе образования.

Сергей Прокофьев, вице-президент «Союза Экологов России»
Сергей Прокофьев, вице-президент «Союза Экологов России»

Трансформация высшей школы и интеграция с практикой

Представители высшей школы не обошли вниманием и системные проблемы экологического образования. Нина Алексеева, заместитель декана географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, обозначила ключевые вызовы, стоящие перед вузами. «Конечно, текущие проблемы высшего экологического образования общеизвестны – содержательные и методические вопросы. Но большая головная боль для всех нас – это выездные практики, которые сокращаются и по тематике, и по продолжительности.», – констатировала она.

Нина Алексеева, заместитель декана географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Нина Алексеева, заместитель декана географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Ответом на эти вызовы становится усиление практико-ориентированности, о котором рассказала Елена Савенкова, директор Института экологии РУДН. «Вся наша работа строится на сопряжении науки, образования и практики. У нас нет цели просто выпустить человека с дипломом», – подчеркнула Елена Савенкова. В качестве успешного кейса она привела пример целевого приема для Росприроднадзора, что демонстрирует выход российского экообразования на международный уровень.

Елена Савенкова, директор Института экологии РУДН
Елена Савенкова, директор Института экологии РУДН

Непрерывность и междисциплинарность: от школы до музея

Логичным развитием дискуссии о качестве образования стал разговор о его содержании. Сергей Алексеев из СПб АППО убедительно доказал, что экологические вызовы требуют междисциплинарных решений: «Образование для устойчивого развития – междисциплинарная проблема. Экологическая идентичность – часть российской идентичности, основа патриотического сознания».

Практическим воплощением этого подхода на школьном уровне поделилась Ирина Рябинина, директор “Школа № 1530 “Школа Ломоносова”. Она показала, как экологическая тематика интегрируется в самые разные предметы – от биологии до литературы. «Главная фигура – учитель-носитель экологических ценностей. Это половина успеха», – считает Рябинина.

Ирина Рябинина, директор “Школа № 1530 “Школа Ломоносова”
Ирина Рябинина, директор “Школа № 1530 “Школа Ломоносова”

За стенами школ и вузов эффективную образовательную среду создают учреждения культуры. Анна Клюкина, директор Дарвиновского музея, привела яркий пример: «85% наших посетителей приходят семьями, что показывает востребованность неформального образования».

Анна Клюкина, директор Дарвиновского музея
Анна Клюкина, директор Дарвиновского музея

Масштабный просветительский проект представила Тамара Пантелеева, директор фестиваля «Первозданная Россия»: «Наш фестиваль –  не просто выставка, а комплексная просветительская экосистема».

Тамара Пантелеева, директор фестиваля «Первозданная Россия»
Тамара Пантелеева, директор фестиваля «Первозданная Россия»

Завершил эту смысловую линию Андрей Смуров, директор Музея землеведения МГУ, раскрывший глубокую взаимосвязь экологического благополучия, культурных кодов и экономического развития.

Андрей Смуров, директор Музея землеведения МГУ
Андрей Смуров, директор Музея землеведения МГУ

Пленарное заседание задало содержательный вектор для дальнейшей работы конференции. Дискуссия продолжилась на тематических секциях, посвященных подготовке кадров, работе с детьми и молодежью, роли заповедных территорий и международному сотрудничеству.

Завершилось мероприятие торжественной церемонией награждения победителей Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие», который Фонд имени Вернадского проводит уже в пятнадцатый раз. В 2025 году на конкурс поступило почти 300 заявок из 51 региона России, а также из Республики Азербайджан и Республики Беларусь.

Были награждены 10 проектов-победителей в четырех номинациях:

«Экообразование» – проекты образовательных учреждений всех уровней;
«Экопросвещение» – инициативы по распространению экологических знаний среди широких масс;
«Гражданские экоинициативы» –  проекты неравнодушных граждан;
«Экосемья» –  семейные экологические проекты.

Среди победителей – проект «ЮнЭкоС» белгородского социально-реабилитационного центра, где дети создают экологические кукольные спектакли; «Школа защитников природы» Кроноцкого заповедника; томский семейный проект «ЭКО семья: чистые традиции» и другие значимые инициативы.

Сегодня работа конференции по секциям продолжается. Эксперты и практики обсудят ключевые направления развития экообразования: дошкольное экологическое образование, экообразование в начальной и средней школе, роль музеев и библиотек как центров экопросвещения, международное сотрудничество в области экообразования и лучшие практики экологического просвещения.

Наш сайт использует cookies. Нажмите «ОК» если вы не против Политики их использования.
OK