В рамках Всероссийской конференции по экологическому образованию, организованной Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского под эгидой ЮНЕСКО, состоялась профильная секция «ООПТ – территория экологического образования и просвещения». Ее модераторы задали тон всей дискуссии, обозначив уникальную роль заповедных территорий.
ООПТ как живые лаборатории: от формирования экологического сознания к конкретным действиям
Лещинская Вероника Владимировна, начальник отдела дополнительного экологического образования ГПБУ «Государственный природоохранный центр» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, кандидат философских наук, доцент, в своем вступительном слове емко сформулировала миссию участников: «Специалисты по экологическому просвещению накопили большой опыт по вовлечению населения именно в практику охраны природы. Эти плотные связи с образовательными и культурными учреждениями уже имеют такой методический багаж, которым нужно делиться и который нужно развивать».
Этот тезис стал лейтмотивом всего последующего разговора, в котором представители заповедной системы из разных уголков России показали, как именно они формируют «новую мировоззренческую парадигму будущего человека экологичного».
От системной работы федерального масштаба – к личному вкладу каждого гражданина
Логика секции выстроилась от общего к частному. Первой о системном подходе к развитию экопросвещения на федеральном уровне рассказала Юлия Александровна Толкачева, начальник отдела экологического просвещения Росзаповедцентра Минприроды России. Она привела впечатляющие цифры, демонстрирующие масштаб этой работы: «В ведении Минприроды России находятся сегодня 243 особо охраняемые природные территории. Ежегодно мы фиксируем рост показателей охвата населения. В 2024 году данный показатель составил более 5,8 миллионов человек».
Но система не существует сама по себе. Ее конечная цель – изменение сознания и поведения каждого человека.
Именно эту мысль развила в своем выступлении Елена Павловна Жаркова, начальник управления экологического образования и просвещения ГПБУ «Государственный природоохранный центр» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Она предложила рассматривать просвещение как инструмент достижения личного экологического благополучия: «Мы определили экологическое благополучие, как обеспечение вклада граждан. Зачем нам наше экологическое просвещение и образование? А чтобы каждый человек мог повлиять и внести свой позитивный вклад».
Практики ООПТ: как увлечь, объяснить и вовлечь в практику
Следующий блок выступлений стал живой иллюстрацией того, как теория воплощается в практику. Коллеги из заповедников и нацпарков поделились конкретными кейсами.
О том, как создать «эффект погружения» в заповедную природу, рассказала Ирина Александровна Пушкова, главный специалист по экологическому просвещению ФГБУ «Приокско-Террасный государственный заповедник». Она описала оригинальный формат экскурсии: «Мы проводим молчаливые экскурсии. То есть, когда дети идут на экскурсию, нужно сделать так, чтобы они внимательно слушали экскурсовода, запоминали полученную информацию, потом уже делились этой информацией дома, с друзьями, с родителями». Такой подход позволяет не просто передать знания, а сформировать глубокое личное переживание от встречи с природой.
Совершенно иной, но не менее эффективный путь избрал национальный парк «Красноярские Столбы», который сталкивается с беспрецедентной рекреационной нагрузкой. Вячеслав Михайлович Щербаков, директор ФГБУ «Национальный парк «Красноярские Столбы»», объяснил: «Мы давно превысили план по миллиону посетителей в год, и это очень высокая антропогенная нагрузка... часть этих посетителей используют именно наш национальный парк как городской парк культуры и отдыха». Ответом стало создание целой системы непрерывного экологического образования через формирование эколого-образовательного кластера. «Мы являемся базовым, наверное, мини-сириусом, я бы так сказал, эколого-географический класс. То есть с восьмого класса набирают здесь школьников, которые уже в будущем будут поступать на профильные специальности», – отметил он.
Если для Подмосковья и Красноярска ключевой вызов – рекреационная нагрузка, то для Дальнего Востока – необходимость смягчить конфликт между человеком и крупными хищниками. Антон Альбертович Фетисов, руководитель Большехехцирского заповедника, нашел для этого нестандартный подход: «Мы соединили заповедник и театр, сделали экологический спектакль. Это имело такой отклик, что на следующий день после нашего мероприятия у меня разрывался телефон».
Особую сложность и глубину работе на ООПТ придает переплетение природоохранных и культурных задач. Об этом в своем онлайн-выступлении рассказала Дарья Баторовна Даширабданова, специалист по экологическому просвещению ФГБУ «Национальный парк «Алханай»». «Алханай является сакральным центром для бурятского народа. Парк не просто информирует о природе, он распространяет традиционные отношения бурятского народа к окружающей среде, основанной на глубоком почитании, бережливости и стремлении к гармонии».
Инновации и урбанистика: взгляд нового поколения
Финальный блок секции наглядно продемонстрировал, как экологическое просвещение преодолевает границы заповедных территорий, осваивая принципиально новые форматы и аудитории.
Ярким примером инноваций стала презентация авторской настольной игры «Тайный обитатель заповедных территорий», которую представили стипендиаты Фонда им. В.И. Вернадского Марина Александровна Николаева и Ева Александровна Спицына. «Эффективным инструментом является использование интерактивных игровых механизмов. Именно этот принцип мы и положили в основу нашего проекта. Это мостик знаний в действии», – пояснила Марина Николаева.
О том, как волонтерские инициативы помогают развивать экотуризм и исследовать экотропы, рассказала Алина Игоревна Храмова, также стипендиат Фонда. «Волонтеры гостеприимства играют ключевую роль в повышении уровня экологической сознательности граждан и вносят существенный вклад в реализацию капитальных инициатив».
Логичным завершением стал доклад Светланы Михайловны Морозовой, заместителя директора по экопросвещению МКУ «ГорЗеленСтрой» (г. Пермь), которая показала, как принципы экопросвещения воплощаются в городской среде. Проект «Зеленое кольцо Перми» наглядно демонстрирует, что формирование экологической культуры актуально не только для дикой природы, но и для миллионов горожан.
Секция стала наглядной демонстрацией того, что особо охраняемые природные территории России – мощная и динамичная сеть «живых лабораторий» по воспитанию экологической культуры. От федеральных стратегий до локальных волонтерских акций, от школьных уроков до театральных постановок – все это звенья одной цепи, ведущей к достижению национальной цели экологического благополучия, где каждый человек осознает свою роль и способен внести конкретный вклад.