Неправительственный экологический фонд
имени В.И. Вернадского

Погода на службе Победы

Опубликовано 25.02.2025

В честь 80-летия Победы мы запускаем новую рубрику, посвященную ученым и изобретателям, чьи достижения помогли приблизить заветный день. Сегодня речь пойдет о вкладе метеорологов в военные усилия страны.

Во время Второй мировой войны вся страна объединилась ради защиты Родины. Ученые, осознавая важность своей роли, сосредоточились на разработке технологий, нужных фронту. Уже спустя месяц после начала Великой Отечественной войны гидрометслужба стала частью Красной Армии, предоставляя военным данные о погоде и климате.

В условиях постоянных перемещений войск информация о метеоусловиях поступала неравномерно, поэтому прогнозы составлялись на основе неполных синоптических карт. Однако разработки гидродинамических методов прогнозирования погоды, созданные еще до войны И.А. Кибелем, а также идеи адвективно-динамического анализа атмосферных процессов, предложенные Х.П. Погосяном и Н.Я. Таборовским, оказались востребованными и сыграли важную роль.

Методы прогнозирования по «обрезанным картам» помогли рассчитать параметры ледовой дороги через Ладожское озеро, которая впоследствии получила название «Дорога жизни». Эта трасса, проложенная к осажденному Ленинграду 22 ноября 1941 года, снабжала город продовольствием и другими жизненно необходимыми ресурсами в течение 152 дней.

Анализ снежного покрова позволили определить точные сроки начала контрнаступления под Москвой в ноябре–декабре 1941 года.

Прогноз погоды сыграл решающую роль при форсировании Днепра летом и осенью 1943 года, при наступлении Волховского, Северо-Западного и Калининского фронтов зимой 1942 года и при обороне Сталинграда зимой 1942–43 годов.

Следите за проектом «Ученые, приблизившие Победу» в социальных сетях (VKTG) Фонда.