Завершила свою работу 15-я Международная исследовательская школа для старшеклассников, увлеченных научными исследованиями. Школа впервые прошла за пределами России, на озере Иссык-Куль в Киргизии и объединила школьников и их тьюторов, молодых учёных, более чем из 10 стран. Фонд имени В.И. Вернадского выступил в числе соорганизаторов Школы и представил свою делегацию участников.
Участники 15-й Международной исследовательской школы предложили идеи по устойчивому развитию уникальной территории Иссык-Куля

Основная задача Школы – создать среду для достижения взаимопонимания представителей разных стран и культур через совместную исследовательскую и творческую деятельность. Поэтому главным содержанием школы была работа ребят над своими исследовательскими проектами. Плоды этой напряженной ежедневной работы юные исследователи представили на кульминационном мероприятии – презентации результатов своих проектов перед всеми участниками и международной командой экспертов. Результаты, которые удалось получить всего за 7 дней, действительно впечатляют.
Например, команде палеонтологического проекта в ходе полевых экспедиции удалось найти зуб мамонта, пролежавший в земле не меньше ста тысяч лет. Эту ценную научную находку не удалось обнаружить взрослым ученым, работавшим в этих местах в прошлом году.

Команда музыкального проекта за время Школы побывала в гостях у мастера, который делает киргизский народный струнный музыкальный инструмент комуз. Ребята пообщалась с музыкантами – носителями традиции древнего искусства и научилась играть на комузе по традиционной методике, что с успехом продемонстрировала аудитории.
Приятно отметить, что большая часть проектов ставила своей целью внести вклад в изучение и решение актуальных экологических проблем региона. Так в рамках проекта «Антропогенная трансформация ландшафтов Иссык-Куля» ребята восстановили облик окрестностей озера в начале прошлого века, сравнили его с современным состоянием, а также составили ряд рекомендаций по сохранению и устойчивому развитию этой уникальной территории.

Еще одна команда молодых исследователей провела оценку воздействия общественного природного заповедника "Байбоосун" на близлежащие деревни. В результате полевых исследований, интервью с местными жителями, всестороннего изучения проблемы, ребята предложили идеи развития социально-экономического блока заповедника. Этот проект позволил старшеклассникам внести вклад в защиту биоразнообразия уникальной территории и получить опыт экологического активизма.
Также ребята, интересующиеся экологией, проявили себя в проектах по прогнозированию загрязнения воздуха с использованием искусственного интеллекта; анализу изменения климата в районе озера Иссык-Куль и адаптационных механизмов для устойчивого развития сельского хозяйства; изучению уникальной водной экосистемы одного из самых глубоких высокогорных озер в мире.

Самые активные участники Школы проявили свои знания в интеллектуальной игре Фонда им. В.И. Вернадского «Экологический калейдоскоп».
По правилам Школы свой исследовательский проект был и у лидеров делегаций. Представители образовательных и некоммерческих организаций 8 стран, в том числе и нашего Фонда, обменивались лучшими мировыми практиками в области образования и просвещения, наблюдали за работой проектных групп, интервьюировали тьюторов. Результатом этой работы стала презентация лучших практик 15-ой Международной исследовательской школы, которые могут быть использованы в работе со старшеклассниками всего мира.
Групповые исследовательские проекты не были единственной формой активности ребят. Программа взаимодействия участников занимала все активное время в течение 10 дней, обеспечивала максимальное количество пересечений и взаимных контактов. Время у участников Школы не делилось на работу и отдых: научные исследования, образовательные, культурные, творческие, спортивные мероприятия составили единый смысловой комплекс для того чтобы ребята знакомились, учились понимать друг друга и работать вместе.

На торжественной церемонии закрытия Школы генеральный директор Фонда Ольга Плямина отметила важность таких мероприятий для молодёжи, устремлённой в науку: «Для всех людей, а для учёных и исследователей особенно, важно общаться и обмениваться опытом с коллегами. Даже если у вас совершенно разные взгляды на какую-то научную область или жизнь вообще. Вы оттачиваете и шлифуете свой ум об умы других. Подвергая свои убеждения сомнению, вы развиваетесь, учитесь аргументировать свою точку зрения, а иногда и меняете свои взгляды. Вы учитесь быть всегда в поиске, быть открытыми новому. Ведь передовые исследования, открытия и технологии часто полностью меняют наше представление о том, как устроен мир».

Мы надеемся, что всем участникам Школы удастся сохранить общение с новыми друзьями и остаться частью большого увлеченного сообщества, которое преобразует наш мир к лучшему!