The V.I. Vernadsky Nongovernmental Ecological Foundation

Образование – это коллективная и глобальная ответственность

Опубликовано 16.06.2021

Нынешние школьники и студенты будут одними из тех, кто примет самое активное участие в достижении целей устойчивого развития ООН до 2030 года. Именно поэтому профессора, доктора наук, преподаватели и все те, кто имеет отношение к сфере образования, обсуждают обновление учебных и просветительских программ.

Поддерживая все инициативы, способствующие достижению ЦУР, Фонд им. В.И. Вернадского выступил соорганизатором Международной научно-практической конференции «Образование – 2030. Дорожная карта». Ключевыми темами для обсуждения стали задачи Дорожной карты Глобальной программы действий по образованию для устойчивого развития, а также непрерывное «зелёное» образование для всех возрастов.

Образование – это коллективная и глобальная ответственность

Главные организаторы конференции ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО и кафедра ЮНЕСКО по проблемам больших городов факультета глобальных процессов МГУ им М.В. Ломоносова. Модераторы отметили, что конференция проводится в знаковый год — годы с 2021 по 2030 объявлены ООН десятилетием по восстановлению экосистем. Кроме того, именно к 2030 году человечество ставит пред собой задачу реализовать 17 целей устойчивого развития, это рубеж, до которого ученые ещё считают возможным предотвратить катастрофическое изменение климата.

По мнению спикеров один из наиболее острых вопросов — выполнение задачи 4.7 (образование в области устойчивого развития).

Задача 4.7 в большей, чем все остальные мере затрагивает социальные, гуманистические и нравственные цели образования. Она напрямую связывает образование с другими ЦУР и тесно взаимосвязана с концепцией обучения на протяжении всей жизни. Учебные программы являются основным способом передачи знаний и навыков, необходимых для содействия устойчивому развитию и воспитанию глобальной гражданственности. В то же время, в нашей стране процент образовательных программ, разъясняющих ЦУР, по-прежнему составляет менее 50%.

Отвечая на вопросы коллег, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО Факультета глобальных процессов МГУ Юрий Николаевич Саямов, подчеркнул, что важно понимать суть цели №4: «Право на образование — это не просто право получить какое-то образование. А возможность получить то образование, которого требует современность», — отметил он.

Конференция «Образование – 2030. Дорожная карта» продлилась два дня. Участники обсудили основы экологического образования, технологии развития глобальной гражданственности, механизмы формирования экологической грамотности в дошкольных учреждениях, вопросы повышения квалификации преподавателей вузов по образованию для устойчивого развития и многое другое.

С приветственным словом на открытии конференции выступили партнёры и единомышленники Фонда: академик Российской академии образования Анатолий Никифорович Захлебный, директор Международного государственного экологического института им. А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета Сергей Александрович Маскевич, начальник Департамента профессионального образования Томской области Юрий Владимирович Калинюк, проректор по учебной работе Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Еркин Ануарович Онгарбаев.