The V.I. Vernadsky Nongovernmental Ecological Foundation

Второй день «Марафона экооткрытий»

Опубликовано 24.05.2022

Мы часто видим на продукции надписи «экологически чистый», «из переработанных материалов», «биоразлагаемый», но так ли это на самом деле?

Сегодня, во второй день «Марафона экооткрытий», который проводится в рамках проекта «Лучший эковолонтёрский отряд», разобраться в этом вопросе нам помогли Юлия Михайлова и Александра Сигаева. Они – стипендиаты Фонда, студентки 4 курса Государственного университета «Дубна». 

О том, как девушки провели лекцию и интерактив по теме «Гринвошинг или зеленая маскировка» рассказывает стипендиат Фонда Татьяна Полячок.

Понятие «гринвошинг» появилось сравнительно недавно (1986 г.) и означает такое экологическое позиционирование компании, товара или услуги, которое не подкреплено никакими доказательствами. И появилось это явление куда раньше термина.

Александра и Юлия заранее провели опрос, чтобы узнать о том, знает ли население о данной проблеме, и на марафоне поделились результатами. Оказалось, что 34% опрошенных могут уверенно сказать, что действительно встречались с такими случаями, когда производитель заявлял, что продукт экологичен, хотя он таковым не являлся, а 55% не обращают на это внимание.

Затем, на примере мировых брендов мы узнали о ловушках, которые используют маркетологи.
— Двусмысленные, не до конца понятные утверждения. Например, «до 30% состоит из переработанного материала» – это 1% или 29% ?).
— Термины, которые слишком широко определены, чтобы быть правильно понятыми.
— Утверждение, что продукт экологичнее, чем другие продукты в своей категории, когда категория в целом может быть экологически неблагоприятной.
— Акцент на мелких достоинствах, скрывая при этом значительные недостатки продукции в целом.
— Маркировка, которой и вовсе не существует или «фейковая маркировка».
— Информация, за счет которой продукт позиционируется как экологичный – правдивая, но бесполезная.

Одну из ловушек – указание несуществующей экомаркировки – мы рассмотрели на лекции более подробно. 

Экомаркировка – это добровольный метод сертификации экологических характеристик продукции, который практикуется во всем мире. 

Но огромная надпись «ЭКО» во всю этикетку ещё не дает гарантий того, что продукт действительно экологичен. 

Применить полученные на лекции знания удалось на интерактиве «Осознанный покупатель». Мы выбирали из предложенных предметов наиболее экологичный и объясняли свой выбор. Зачастую правильный вариант казался совсем очевидным, но это было только на первый взгляд. Так, например, оказалось, что бумажные пакеты не экологичнее пластиковых, а бумажные стаканчики для кофе не бумажные вовсе и не подлежат переработке. Нам удалось разобраться, как определить экологичную упаковку и не поддаться на уловки маркетологов, а также мы узнали, как продлить жизнь самой упаковке.

Для ответа на некоторые вопросы, связанные, например, с тем, как следует утилизировать упаковку, очень пригодились знания, полученные в первый день «Марафона экооткрытий» на лекции по РСО.

Уже завтра, 25 мая – экватор нашего марафона. Будем говорить об интересной и актуальной теме - «Расхламление». 

Присоединяйтесь на лекцию в 11:00 (мск) и в 15:00 (мск) на мастер-класс! Узнаем, к каким экологическим проблемам может привести захламление окружающей среды и с чего начать расхламление.

Трансляция будет вестись на YouTube-канале Фонда по ссылке: https://www.youtube.com/channel/UC8ljK6R3uZM3Yo73JNehqpA

Записи вчерашних мероприятий уже размещены на YouTube-канале Фонда им. В.И. Вернадского, плейлист «Марафон экооткрытий»: https://www.youtube.com/watch?v=qn7XVis901o&list=PLzK7eO1h2Nrettb-7RU94plGyjdKohx7V