Тезисы выступления Владимира Грачева на 20-й Международной конференции по экосистемам «ICEE-2018»

07.05.2018

Тезисы выступления Владимира Грачева на 20-й Международной конференции по экосистемам «ICEE-2018»

Image 7.png


Промышленная и экологическая безопасность в политике комплексной безопасности отрасли, корпорации и каждого предприятия

Доклад посвящен  взаимосвязи социальной, экологической и промышленной политики с промышленной безопасностью, охраной труда, экологической безопасностью и охраной окружающей среды. Авторы отмечают, что комплексная система реализации всех «политик» без «разрывов» и отсутствующих звеньев обеспечивает сохранение жизни, здоровья людей и благоприятной среды их обитания. В работе показано, что отсутствие приоритетного звена «экологической безопасности» может привести к значительным потерям жизней и здоровья людей, а также глобальным изменениям в окружающей среде.

Показана роль реализации экологической политики предприятий и организаций, и отраслей экономики в реализации общегосударственной экологической политики. Установлено, что система реализации экологической политики должна строиться на основе системного анализа.

Состояние вопроса

Основой существования любого государства является обеспечение комплексной безопасности. Только при ее наличии возможно развитие государства, спокойный труд и отдых граждан.

Экологическая политика является сложным понятием, охватывающим все сферы деятельности и решения на стыке экологии и политики. Для конкретной отрасли она обусловлена особенностями техники и технологий в их полном жизненном цикле, взаимосвязью с местом размещения и условиями их применения, использованием новых наилучших существующих природозащитных, ресурсосберегающих технологий.

Экологической политике уделяется значительное внимание в Евросоюзе, Японии, Корее, Китае, США. Это связывается с устойчивым развитием и с глобальными проблемами современности, такими как изменение климата. Данное касается и стран с переходной экономикой и России.

Анализ состояния вопроса в России

К нормативным документам, регламентирующим деятельность по обеспечению безопасности в России, относятся и такие нормативные правовые акты, как:

-     Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683);

-     Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 20 ноября 2013 г.);

-     Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 1 ноября 2013 г. N Пр-2573);

-     Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 15 ноября 2011 г. N Пр-3400).

Между всеми видами безопасности существует тесная взаимосвязь, в связи с чем наличие или отсутствие одной из них всегда сказывается на достаточности других. Особенно это прослеживается на примере промышленной и экологической безопасности.

Законодательством установлена тесная взаимосвязь между промышленной и экологической безопасностью, а также охраной окружающей среды и охраной труда.

Действительно, если рассмотреть случаи нарушения требований промышленной безопасности и их последствия, то мы видим, что основное количество происходящих аварий на производстве имеют негативное воздействие не только на производственный процесс и прибыль предприятий, но и на окружающую среду и здоровье населения. Причем не только на работающих на данном объекте, но и проживающих в зоне его воздействия.

Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в случае аварийных ситуаций могут многократно возрастать и приводят к сверхнормативному загрязнению воздуха, водных объектов и почв, гибели лесов и представителей животного мира.  Столь же опасное воздействие оказывается и на организм человека. Токсичные вещества способны поступать в его организм не только с зараженной водой, воздухом, но и за счет вторичного заражения – с мясом животных, продуктами растениеводства. Таким образом, нарушение промышленной безопасности трансформируется в нарушение экологической безопасности с опасными последствиями как для природы, так и для человека.

Взаимосвязь различных видов безопасности подтверждается и в случае нарушения экологической безопасности, что оказывает негативное воздействие на возможность обеспечения промышленной безопасности. В частности, при загрязнении компонентов окружающей среды в районе размещения промышленных объектов создается угроза несоблюдения технологических процессов и даже нарушения целостности промышленных объектов. Так, загрязнение источников питьевого и технического водоснабжения требует проведения дополнительных работ по очистке воды до нормативного уровня, загрязнение почв и атмосферного воздуха может сделать непригодным для использования в технологических процессах продуктов растениеводства и животноводства.

Кроме того, размещение объектов в районах с опасными природными явлениями - карстами, оползнями, селями и иными явлениями, может привести к разрушению этих объектов, большим материальным, финансовым потерям, а также человеческим жертвам.

Экологическая безопасность является одним из основных моментов в национальной безопасности (рис. 1). Важность экологической безопасности, которая обеспечивает не только сохранение окружающей среды, но и сохранение жизни и здоровья людей, не вызывает сомнения.

Нарушение как промышленной, так и экологической безопасности имеет негативные последствия для промышленных объектов и человека, т.е. влияет на обеспечение социальной безопасности, качество жизни и труда населения.

Социальная безопасность непосредственно зависит от промышленной и экологической безопасности. При этом, хотя и менее явно, она влияет на них – отсутствие образованных, квалифицированных и просто здоровых кадров не позволит обеспечить как промышленную, так и экологическую безопасность.

Обеспечение социальной, промышленной и экологической безопасности возможно только при осуществлении мер по охране окружающей среды, охране труда, которые осуществляются посредством реализации требований законодательства в соответствующих областях права, и наличии экологической, социальной и промышленной политики как у государства в целом, так и у отдельных отраслей экономики и промышленных объектов. Промышленная политика, также, как и промышленная безопасность, должна быть тесно связана с экологической и социальной политикой.

Экологическая политика предусматривает обязательность обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, а промышленная – обязательность обеспечения промышленной безопасности и охраны труда . Все они дополняют друг друга и служат одной цели: обеспечению безопасности деятельности для жизни и здоровья людей, сохранению окружающей среды (как природной, так и антропогенной).

Сравнение на корпоративном уровне с другими государствами

Следует отметить, что если промышленная политика (плохая или хорошая) имеется в любом государстве, так как она обеспечивает развитие производства и получение дохода предпринимателями, населением и государством, то экологическая политика стала разрабатываться и внедряться относительно недавно.

Правовые основы экологической политики содержатся в законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Прежде всего, это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Основы), принятые 30 апреля 2012 года, а также в других действующих международных и национальных нормативных правовых актах, в том числе в «Экологической доктрине Российской Федерации».

В Основах было отмечено, что экологическая ситуация в Российской Федерации характеризовалась на тот момент высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности, что требовало принятия необходимых мер по нормализации состояния окружающей среды.

Одной из необходимых мер обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития и являлась разработка указанных Основ.

Основы определили стратегическую цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации.

К главным принципам, в соответствии с которыми должны были реализовываться Основы, отнесен принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также принцип  охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Таким образом, еще один раз была подчеркнута взаимосвязь экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства, и, следовательно, необходимость обеспечения безопасности, необходимой для их реализации.

В качестве механизмов, используемых при решении задачи обеспечения экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, предложено использовать, в том числе, формирование эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, её рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду, а также внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций.

Многие положения Основ предусматривают обязательность обеспечения экологической безопасности как основного направления государственной политики в области экологического развития (экологической политики).

Реализация экологической политики должна осуществляться не только в масштабах государства, но и во всех отраслях экономики, и на всех объектах хозяйственной и иной деятельности.

Экологическая политика должна образовывать вертикаль как в масштабах государства (рис 2а), так и в отдельной отрасли.

На сегодняшний день можно констатировать, что экологические политики в корпорациях есть и успешно реализуются, причем они были разработаны и реализованы до принятия «Основ государственной политики в области экологического развития России» и легли в ее основу, т.к. разработчики из корпораций в том числе и авторы данной статьи принимали активное участие в разработке государственного документа.

Экологическая политика (ЭП) крупнейшей российской корпорации ПАО «Газпром», действующая с 2011 года вполне соответствует вертикали, приведенной на рис. 1. Следует отметить, что экологические политики приняты всеми дочерними обществами ПАО «Газпром» и имеют совершенную систему реализации. Аналогичные документы имеют и другие компании.

Логично предположить, что отрасль ТЭК тоже должна иметь аналогичную экологическую политику. Однако в Положении о Министерстве энергетики РФ таких функций как охрана окружающей среды, экологическая безопасность, реализация экологической политики, к сожалению, не оказалось. Нет этой функции и в Минпромторге России. Либо у нас нет таких отраслей, либо я неверно толкую и, может быть, так и должно быть, однако теория трактует иначе.

Обратимся к мировому опыту. В США есть разработанная и всесторонне развитая экологическая политика. В Википедии можно посмотреть статью «Environmental policy of the United State».

В Министерстве энергетики США экологическая политика не только есть в функциях, она курируется двумя высокопоставленными чиновниками. Это ассоциированный заместитель Государственного секретаря по вопросам окружающей среды, здравоохранения и безопасности (ранг Министра).

В США есть Государственный секретарь по энергетике. Министр энергетики является заместителем Государственного секретаря США по энергетике. Есть еще помощник этого Государственного секретаря по вопросам управления окружающей средой, в рамках нашего понимания – заместитель министра. И это при том, что еще есть «Агентство по охране окружающей среды США».

В других отраслях у нас тоже не везде есть экологическая политика. Например, в Минсельхозе РФ она есть. В ней сказано следующее: «Поскольку интенсификация сельскохозяйственного производства приводит к увеличению загрязнения окружающей среды и продовольствия, Правительство будет осуществлять меры по регулированию аграрного производства на основе экологических требований, а именно:

·  контроль над технологиями в сельскохозяйственном производстве для снижения техногенной нагрузки на окружающую среду, развитие земельного зонирования и системы предельно допустимых нормативов;

·  формирование системы обеспечения максимальной экологической чистоты продуктов на всех уровнях продовольственной цепи; 

·  контроль за поступлением на территорию Российской Федерации генетически измененных продуктов питания и компонентов для их производства; 

·  унификация российских санитарных и фитосанитарных стандартов с мировыми и усиление экологического контроля агропродовольственного импорта».

Например, Госкорпорация «Российские автомобильные дороги» не только приняла экологическую политику, но и может служить положительным примером ее реализации. В составе экологической политики у них имеются конкретные механизмы и индикаторы ее реализации. Следует отметить, что форма Госкорпорации положительно сказалась на разработке и реализации экологической политики в целом.

Одним из основных моментов экологической политики во всех корпорациях является экологический менеджмент.

Отсутствие          требований к обеспечению экологической безопасности может привести к опасным экологическим, социальным, да и производственным последствиям.

Ярким примером последствий строительства без учета требований экологической безопасности является авария в Мексиканском заливе.

Недооценка факторов риска ведет к «разрыву» в системе реализации экологической политики.

         Система реализации экологической политики в атомной отрасли не имеет «разрывов», и главным ее элементом является экологическая безопасность. В Стратегии развития отрасли Госкорпорации «Росатом» обеспечение экологической безопасности является одной из основных задач.

        

 

Экологическая безопасность на примере атомной отрасли

         Экологическая безопасность в атомной отрасли обеспечивается за счет системного подхода. Этот подход в отличие от часто употребляемого «легкого пути» предполагает определенное содержание работ по реализации экологической политики на каждом этапе и обеспечивает реальные возможности осуществления обратной связи, что гарантирует выполнение всех намеченных мероприятий.

В АО «Концерн Росэнергоатом» строгое соблюдение всех принципов и обязательств, заложенных в экологическую политику, обеспечивается как техническими, так и организационными мерами. Это не мешает законному получению сертификатов и соответствующих ISO 14000.

Результаты реализации политики ГК «Росатом» говорят сами за себя. Все показатели: выбросы, отходы и т.д. неуклонно уменьшаются. Доля их в общем негативном воздействии на окружающую среду постоянно уменьшается, относительно доли затрат по сравнению с долей негативного воздействия на порядок выше.

Экологические показатели атомной энергетики выше, чем любой другой энергетики.

         Реализация экологической, производственной и социальной политики на всех уровнях управления государством и отраслями экономики позволит не только обеспечить бесперебойную реализацию производственных процессов, охрану окружающей среды, но и, возможно, это самое главное, сохранить жизнь и здоровье как участников технологических процессов, так и всех россиян.

         Выводы

1.    Социальная, промышленная и экологическая политика тесно взаимосвязаны, в связи с чем только комплексная система реализации всех «политик» без «разрывов» и отсутствующих звеньев может обеспечить сохранение жизни, здоровья людей и благоприятной среды их обитания. Отсутствие «экологической безопасности» как приоритетного звена осуществления не только экологической, но и промышленной политики может привести к негативным последствиям для здоровья людей и состояния окружающей среды.

2.    Для обеспечения безопасного развития хозяйственной деятельности во всех отраслях и особенно предприятиях топливно-энергетического комплекса, промышленности и строительства необходимо ввести экологическую безопасность как главный элемент экологической политики, политики промышленной безопасности и охраны труда и, в конечном счете, социальной политики.

3.    Экологическая политика является важным элементом государственной политики. Она должна строиться на основе системного анализа и не иметь разомкнутых звеньев. Основы государственной экологической политики должны ложиться в основу экологической политики отрасли, а та, в свою очередь, в основу экологической политики корпораций, предприятий или организаций, входящих в отрасль. Анализ существующей политики позволяет констатировать, что отсутствующая экологическая политика некоторых отраслей требует разработки, а система реализации должна совершенствоваться на основе системного анализа.

4.    В корпорациях, которые выстроили систему реализации экологической политики на основе системного анализа, достигнуты высокие показатели по снижению выбросов, сбросов и размещение отходов и обеспечена экологическая безопасность.

 

Данные тезисы были представлены для публикации в сборнике конференции на английском языке

100.jpg

101.jpg

102.jpg

103.jpg



Возврат к списку

Яндекс.Метрика