Российско-германская научная школа – авангард науки в решении проблем нового поколения

27.10.2016


За этот год я была на пяти подобных мероприятиях, но это правда лучшее и, причем, не только за этот год. Столько эмоций, впечатлений, а ещё огромный стимул учиться. Спасибо!

Янина Дмитракова,
участница Российско-германской 
научной школы 2016 г.


Фонд имени В.И. Вернадского в содружестве с Объединением имени Гельмгольца организовал уникальную в своем роде научную школу, которую можно охарактеризовать тремя принципами: индивидуальный подход, коллективная вовлеченность, международное сотрудничество, или по-другому, удовольствие, эмоционально-интеллектуальное развитие и действенные решения. Именно так выглядит Российско-германская научная школа, первый сезон которой состоялся в октябре 2016 года в городе Сочи.

1.png

Лейтмотивом Научной школы стала метафора, позаимствованная для своей приветственной речи  А.К. Арабским (заместителем главного инженера по научно-технической работе и экологии ООО «Газпром добыча Ямбург») у Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Пожалуй, именно в этих словах выражена основная миссия нашей школы: идеи – как капитал будущего и общее наследие, обмен ими – как гарантия плодотворного сотрудничества и вклад в устойчивое развитие.

Профиль нашей научной школы: международное сотрудничество в аспекте глобальных экологических проблем с целью создания российско-германских научных проектов, которые будут реализованы в дальнейшем. Мы выбрали три наиболее злободневные экологические задачи современности, которыми живет весь мир и ищет пути их решения: сохранение биоразнообразия, исследования Арктики и контроль климатических изменений.

Участники школы – люди не случайные. Кто они? Неравнодушные люди с правильными научными амбициями. Молодые учёные с живым взглядом, уже наработанным опытом и собственным виденьем проблемы. На площадке школы работало десять  аспирантов с российской стороны и десять с германской – авангард науки в решении проблем нового поколения. Ребята работали под присмотром  более опытных коллег – кураторов, целью которых было наблюдать за процессом и консультировать, если возникала такая необходимость, но при этом не вмешиваться в процесс генерации научных идей.

2.png

Новаторством школы по праву можно считать эффективное сочетание разноплановой деятельности, индивидуальный подход к участникам и стимулирование непрерывного комплексного взаимодействия на всех уровнях и в различных форматах: личное, культурное, научное.

1.jpg

Прекрасно понимая, что научное взаимодействие будет более эффективным в условиях дружеских личных отношений, организаторы посвятили первые два дня знакомству и сплочению участников: викторина, экскурсия, мастер-классы – все это было предусмотрено насыщенной программой именно с целью знакомства и нахождения точек соприкосновения. Но, конечно, самым эффективным методом «тимбилдинга» оказался вечер с гитарой и песнями на четырех языках.

Удивляя своими незаурядными творческими талантами в свободное от образовательной программы время, молодые ученые в полной мере проявили и научный профессиональный потенциал во время работы над исследовательскими проектами.

 

4.jpg

5.jpg

Программа школы предусматривала чередование видов познавательной  деятельности, научный лекторий сменялся практическими исследованиями.

Участникам научной школы представилась возможность пообщаться с учеными мирового уровня, с которыми многие только мечтают познакомиться.  Такими как: профессор Ханс-Вольфган Хуббертен – научный руководитель Института полярных и морских исследований им. А.Вегенера; доктор химических наук Альберт Лебедев –  известный масспектролог; профессор Мартин Ризе – директор Института энергетики и климатических исследований; профессор Игорь Ельцов –  заместитель директора по науке Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН и многие другие. Блистательные лекции этих учёных вызывали неподдельный интерес ребят и бурное обсуждение.

6.png

И наверняка, одним из самых ярких впечатлений Российско-Германской научной школы, стало практическое исследование горной экосистемы Кавказского государственного природного биосферного заповедника – пеший маршрут протяженностью 16 км, сопровождаемый увлекательной лекцией гида, среди невероятных красот Северного склона Кавказского хребта, следов многочисленных диких зверей (от куниц до медведей) и обед под сенью векового ледника. Самые смелые даже окунулись в ледяную горную реку.

7.jpg

8.jpg

9.jpg

10.jpg

11.png

Заключительный день работы школы был насыщен приятными событиями. Он начался с необычно теплых и эмоциональных приветствий и слов взаимной благодарности Исполнительного директора Фонда имени В.И. Вернадского Ольги Пляминой и руководителя отдела международного сотрудничества Центра им. Гельмгольца г. Потсдам Людвига Штройнка.

12.jpg

Российско-германская научная школа успешно работала в Сочинском регионе и привлекла к себе внимание многих региональных институтов и организаций. В том числе приветствие участникам научной школы направил глава администрации города Сочи – Пахомов Анатолий Николаевич.

13.png

Глава филиала в Российской Федерации Объединения имени Гельмгольца научно-исследовательских центров Германии Елена Еременко, заверила участников в том, что у проекта будет продолжение, рассказала о международных (российско-германских) программах уже открывшихся и запланированных к открытию в ближайшее время, направленных как раз на поддержку молодых ученых и двустороннее сотрудничество.

14.jpg

Анатолий Кузьмич Арабский, д.т.н., заместитель главного инженера по научно-технической работе и экологии ООО «Газпром добыча Ямбург» напомнил молодым учёным о том, что для научных исследований практической направленности проще получить финансовую поддержку. В связи с чем, он обещал продолжить дистанционно консультировать ребят именно с этой точки зрения и даже помочь в оформлении патентов, если возникнет такая потребность.

15.png

И, безусловно, самым   интересным и долгожданным  событием этого дня было представление групповых проектов молодых ученых.

Всего ребята представили три идеи научно-исследовательских проектов от трех интернациональных групп. Обязательным условием презентации было представление проектов российской и германской стороной. Результаты превзошли все ожидания экспертов, многие из которых скептически относились к тому, что за несколько дней работы можно сформулировать интересные идеи и научно-исследовательские предложения. И тем ни менее молодые ученые великолепно справились с этой задачей.

16.png

Более подробная информация о представленных ребятами проектах, будет в ближайшее время издана в печатном формате и доступна всем желающим ознакомиться с ней.

Руководство Фонда имеет богатый опыт в реализации научно-образовательных программ и международном сотрудничестве и во-многом благодаря этому понимает, что большие дела требуют больших усилий и должны делаться сообща на самых высоких уровнях (внутри страны и с выходом на международную площадку). Без этого большинство ценных мероприятий остаются лишь отдельными эпизодами в ряду прочих, теряя свою ценность.

17.jpg

Пределы науки походят на горизонт: чем ближе подходишь к ним, тем более они удаляются, но с дружбой – все наоборот. Лозунг нашей школы – актуальность, эффективность, дружеское взаимодействие.

Сезон Российско-германской научной школы 2016 завершил свою работу 22 октября. Сама же Российско-германская научная школа только началась.

Впереди работа над созданными проектами, новые люди, новые подходы и темы. Мы готовы. А вы?

18.jpg

19.jpg

20.jpg

21.jpg

22.png

23.jpg

24.jpg

25.jpg

26.png

27.jpg

28.jpg

29.jpg

30.jpg

31.jpg

32.jpg



 


Возврат к списку

Яндекс.Метрика