IV Всероссийская конференция по экологическому образованию


По инициативе Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского в Москве 26-27 ноября 2015 года состоялась Четвертая Всероссийская конференция по экологическому образованию. Конференция собрала более 400 участников – представителей федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, специалистов в области экологического образования, воспитания и просвещения, сотрудников высших и общеобразовательных учебных заведений, учреждений дополнительного и специального образования, представителей научного сообщества, общественных и экологических организации.

Организаторами Конференции выступили Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, Межрегиональная экологическая общественная организация «ГРИНЛАЙФ», Общероссийская общественная организация «Общественная Российская экологическая академия», Научно-исследовательский институт проблем экологии, Межрегиональная экологическая общественная организация «Гринлайт», Региональная общественная организация «ЭкоЭксперт» при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Научного Совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО, Российского университета дружбы народов, Московского финансово-юридического университета и Государственной публичной научно-технической библиотеки России. Конференция проводилась в 2009, 2011 и 2013 годах по инициативе Фонда им. В.И. Вернадского. В состав Постоянно действующего Оргкомитета Всероссийской конференции по экологическому образованию входят представители более 40 регионов России.

 

Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Александрович Горбунов прислал участникам Четвертой Всероссийской конференции по экологическому образованию приветственное письмо. «Сегодня все мы понимаем, что благополучие человечества в значительной степени зависит от того, насколько глубоко оно осознаёт серьёзность своего воздействия на окружающую среду и насколько решительно в своём стремлении сохранить хрупкий экологический баланс, сберечь природные богатства планеты», - говорится в обращении.

«Современное экологическое образование в совокупности всех его направлений является основой развития образования в интересах устойчивого развития - международного образовательного вектора XXI века. Устойчивое развитие, в свою очередь, требует изменений в мышлении людей: формирования экологического мировоззрения, осознания причин возникновения глобальных экологических проблем и возможных путей их решения. Важнейшая роль в формировании у подрастающего поколения экологического мировоззрения принадлежит педагогам. Желаю всем участникам Конференции плодотворной работы, успехов в профессиональной деятельности и всего самого доброго», - отметил Горунов Г.А.

 

Председатель Комитета Государственной думы по образованию Вячеслав Алексеевич Никонов отдельно выразил слова благодарности Неправительственному экологическому фонду имени В.И. Вернадского «за его многолетнюю подвижническую деятельности по распространению экологических знаний».

«В современном мире экологическое просвещение становится значимым направлением государственной политики России, обеспечивая переход нашей страны к новой экологически безопасной модели социально-экономического развития. Особая роль в этом важном деле принадлежит образовательным учреждениям, где закладываются основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей среде, умение жить в гармонии с собой и со всем миром», - говорится в обращении Никонова В.А.

Председатель Комитета Государственной Думы по образованию считает, что «экологическое образование призвано формировать общественно-эколоэическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом, поднимать уровень культуры человека и общества в целом»

Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Иванович Кашин ответил, что Четвертая Всероссийская конференция по экологическому образованию поднимает важнейшие проблемы развития экологического образования, воспитания и просвещения, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием.

«Уверен, что участие в конференции будет чрезвычайно полезным с точки зрения обмена практическим опытом в условиях внедрения новых федеральных стандартов в систему общего и высшего образования, развития принципов преемственности экологического образования, воспитания и просвещения», - сообщил Кашин В.И.

В свою очередь Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Анастасия Владимировна Зырянова считает, что вопросы, которые обсуждаются в рамках Конференции, «чрезвычайно важны не только для системы образования, но и для общества в целом».

«Важнейшая роль в формировании экологической культуры подрастающего поколения россиян, безусловно, принадлежит педагогам», - говорится в приветствии Зыряновой А.В.

 

Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Григорий Эдуардович Орджоникидзе подчеркнул, что вопросы экологии в последнее время становятся центром дискуссий не только научных и промышленных кругов, но и входят в повестку дня ведущих международных политических форумов.

«Как Вы знаете, ООН при непосредственном участии ЮНЕСКО, было объявлено Десятилетие образования в интересах устойчивого развития. В рамках этого десятилетия в России было проведено множество мероприятий, в частности, при непосредственном участии и поддержке Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского», - сообщается в приветствии Орджоникидзе Г.Э..

«На смену Десятилетию пришла Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития. В предисловии к ней Генеральный директор ЮНЕСКО И.Бокова отметила, что «существующие сегодня потенциальные риски и открывающиеся перед нами возможности требуют перехода на новую парадигму, укоренение которой в наших обществах может быть обеспечено только благодаря образованию и обучению», - говорится в обращении.

«Главные принципы Глобальной программы действий – интеграция принципов устойчивого развития в программы обучения и интеграция образования в процесс устойчивого развития. Полагаю, что участникам Конференции по экологическому образованию необходимо взять за основу основные направления Глобальной программы действий, а также решения Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития, которая состоялась в Ханты-Мансийске в июне с.г. и наметить пути развития экологического образования в нашей стране», - отмечает Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Открывая Пленарное заседание, которое состоялось в актовом зале Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, его модератор – президент Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, президент Российской экологической академии, член-корреспондент РАН, д.т.н. Владимир Александрович Грачев вспомнил слова постоянного участника конференций по экологическому образованию, выдающегося государственного и общественного деятеля в области образования Геннадия Алексеевича Ягодина, который, к глубочайшему сожалению, ушел из жизни в начале этого года. Геннадий Алексеевич неоднократно подчеркивал, что экологическое образование – это даже не вид образования, а цель всего образования и его вектор.

«Мы должны понимать, что экология – это наш дом. Наша окружающая среда, наше здоровье, вся наша жизнь – она связана с экологией. Экология и экологическая культура присутствуют везде в нашей жизни, поэтому экологическим аспектам образования мы должны уделять внимание всегда, чтобы мы не преподавали – физику, химию, географию, биологию, и как бы видом деятельности не занимались», - сообщил Грачев В.А.

В своем выступление член Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Иванович Фокин отметил, что вопрос снятия напряженности в области экологии и создания условий для дальнейшего стабильного развития российского государства на сегодняшний момент крайне актуален. «Хотел бы подчеркнуть, что сегодня экологическое образование – это основа создания мировоззрения, а мы говорим сегодня о создании эколого-ориентированного мировоззрения личности как акмеологического феномена, которое бы позволило в обществе дать направление и движение в различных областях экономики, культуры и образования», - заявил Фокин А.И.

Спикер Госдумы также отметил выступление Президента Российской Федерации на Пленарном заседании юбилейной 70-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, в котором В.В. Путин «отметил необходимость внедрения принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, существуют с нами в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между техносферой и биосферой».

«Эти слова, на мой взгляд, являются содержанием текущей политической и экономической ситуации и говорят о том, что руководство нашей страны достаточно глубоко и четко понимает задачи, стоящие перед экологами», - отметил Александр Иванович Фокин.

Среди глобальных аспектов, которые сейчас необходимо решить человечеству и которые обсуждаются в рамках IV Конференции по экологическому образованию, Фокин А.И. отметил «создание благоприятного состояния окружающей среды в третьем тысячелетии, которое бы позволило нашей цивилизации правильно развиваться, создавать новые блага, и в то же время создавать ту культуру, которая решала бы задачи, стоящие перед человечеством».

В рамках проведения Пленарного заседания «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» IV Всероссийской конференции по экологическому образованию также выступили: Урсул Аркадий Дмитриевич – директор Центра глобальных исследований, профессор факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Мамедов Низами Мустафаевич – профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, д.ф.н.; Глазачев Станислав Николаевич – академик-секретарь отделения экологии Русской секции Международной академии наук, член Президиума МАН, заслуженный деятель высшей школы РФ; Абдурахманов Гайирбег Магомедович – директор, заведующий кафедрой биологии и биоразнообразия ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», Институт экологии и устойчивого развития; Захлебный Анатолий Никифорович – председатель научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО, член-корр. РАО, профессор; Иванов Константин Александрович - заместитель руководителя Государственного бюджетного природоохранного учреждения «Мосприрода»; Алексеев Сергей Владимирович - заведующий кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; Колесова Екатерина Вячеславовна – начальник Эколого-просветительского центра «Воробьёвы горы» ГПБУ «Мосприрода», председатель центральной предметно-методической комиссии по экологии Всероссийской олимпиады школьников, к.п.н.; Суханова Екатерина Евгеньевна – председатель Санкт-Петербургского отделения Межрегиональной общественной организации «Природоохранный союз».


В выступлениях участников Пленарного заседания много внимания было уделено вопросам новых направлений развития развития экологического образования после завершения Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2014гг.), провозглашенного ООН, принципам и новым вызовам пятилетней Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития, принятой на 37-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2013г., в адаптации к российским реалиям системы образования, а также другим вопросам и проблемам экологического образования в России.

В частности, начальник Эколого-просветительского центра «Воробьёвы горы» ГПБУ «Мосприрода», председатель центральной предметно-методической комиссии по экологии Всероссийской олимпиады школьников, к.п.н Екатерина Вячеславовна Колесова в своем докладе на тему «Дорожная карта» образования в интересах устойчивого развития ЮНЕСКО в российских реалиях» отметила, что как самостоятельная система «Образование в интересах устойчивого развития» в России не сложилась, а лишь «прорастает» из экологического образования.

 

«Экологической образование в России на сегодняшний момент отсутствует в стандарте дошкольного образования, не является обязательным ни в колледжах, ни в вузах, кроме профильных, кроме того нет целенаправленной подготовки педагогов-экологов, лишь отдельные инициативы вузов», - сообщила Колесова Е.В.

Среди сегодняшних тенденций экологического образования в России Колесова Е.В. отметила следующие:

· противоречие между интересом к экологическому образованию (и образованию для устойчивого развития) со стороны педагогических работников и возможностью его реализации на любом из уровней образования;

· «выгорание» ученых и педагогов – специалистов;

· если ситуация не изменится, то через 2-3 года в стране не останется квалифицированных специалистов;

· увеличение вклада внеформальной сферы: реклама, СМИ, формирование моды на «экологию» («экологичность») и т.д.

В рамках Планарного заседания Президент Фонда им. В.И. Вернадского Владимир Александрович Грачев вручил Фокину Александру Ивановичу награду «Почетный эколог России». 

 

Также Грачев В.А. наградил заслуженного деятеля образования, доктора педагогических наук, профессора Глазачева Станислава Николаевича медалью «150-летие со дня рождения В.И. Вернадского».

 

В рамках проведения IV Всероссийской конференции по экологическому образованию в актовом зале Министерства природных ресурсов и экологии состоялось награждение победителей Конкурса «Лучший экологический урок», который был учрежден Фондом им. В.И. Вернадского в рамках масштабной экологической акции «Всероссийский экологический урок». Конкурс проходил с 7 сентября по 15 октября в различных образовательных учреждениях страны. В Оргкомитет Конкурса поступило свыше 300 заявок из более чем 30 регионов РФ. Фонд им. В.И. Вернадского представил к награде авторов 40 лучших экологических уроков – самых интересных, познавательных и актуальных. В том числе среди награжденных в Минприроды был Министр экологии и природных ресурсов Тверской области Сергей Валентинович Орлов.

  

 

 

После завершения Пленарного заседания Конференция продолжилась работой четырех тематических секций:

· «Современное общее экологическое образование в интересах устойчивого развития»

· «Развитие экологического образования в системе Высшей школы»

· «Социальный диалог государственных, общественных организаций и местных сообществ в экологическом воспитании, просвещении и формировании экологической культуры»

· «Формирование социального заказа как основы проектирования профессиональной подготовки специалистов по охране окружающей среды»

Секция «Современное общее экологическое образование в интересах устойчивого развития» начала свою работу в актовом зале Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации. В рамках проведения секции состоялся расширенный Юбилейный пленум научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАОМодератором выступил Захлебный Анатолий Никифорович – председатель научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО, член-корреспондент РАО, профессор.

 

Заданная тема собрала, как учителей общеобразовательных учреждений, так и преподавателей высшей школы, а также специалистов в области охраны окружающей среды и экологии.

С докладом по теме: «О проекте Положения о деятельности Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО» выступил Захлебный А.Н.. Следом участники конферецнии выслушали Дзятковскую Елену Николаевну – ведущего научного сотрудника Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования» с выступлением на тему «Предметность общего экологического образования для устойчивого развития».

После установочных докладов работа Секции и Пленума продолжились выступлениями и оживленными дискуссиями.


Работа второго дня секции «Современное общее экологическое образование в интересах устойчивого развития» продолжилась в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа с углубленным изучением экологии № 446».

Данная площадка была выбрана не случайно, школа регулярно проводит мероприятия экологической направленности на своей территории.

 

Открыла работу второго дня директор ГБОУ города Москвы «Школа с углубленным изучением экологии № 446», заслуженный учитель РСФСР Шахурина Ирина Ивановна. Она отметила, что проведение таких мероприятий просто необходимо для развития общего экологического образования, но также обратила внимание на низкую посещаемость в сравнении с другими конференциями, приведя в пример подобные мероприятия у представителей математического сообщества.

О разработке понятийно-терминологического аппарата образования для устойчивого развития участникам секции рассказала ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования» Елена Николаевна Дзятковская

Директор Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» Дмитрий Владимирович Моргун рассказал о механизмах и перспективах развития региональной модели экологического образования в Москве.

В рамках секции состоялся Круглый стол, участники которого обсудили технологичные инновации в общем экологическом образовании для устойчивого развития и предложения к распространению в образовательную практику.

 

Профессор кафедры методики преподавания биологии, химии и географии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Ольга Милентьевна Кривошапкина выступила с сообщением на тему «Республиканский проект по созданию краеведческих учебно-методических комплексов локального уровня: экологический аспект»

 

О социальном партнерстве колледжа как факторе развития возможностей экологического образования населения в своем выступлении рассказала Людмила Закировна Сидорова - директор Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

Опытом введения биосферных и ноосферных идей академика В.И. Вернадского в экологическое образование в современной школе поделилась Ирина Николаевна Ивановская – заведующая Мемориальным кабинетом-музеем академика В.И.Вернадского в ГЕОХИ РАН, канд.геол-мин.н.

Также в рамках Секции были проведены мастер-классы «Виртуальный класс Google Apps в экологическом образовании ГБОУ Школы №446» и «Новая модель экологического образования в школе».

 

В рамках секции «Социальный диалог государственных, общественных организаций и местных сообществ в экологическом воспитании, просвещении и формировании экологической культуры», прошедшей в Государственной публичной научно-технической библиотеки России, обсуждались темы опыта регионов в вопросах экологического просвещения; роли библиотек и музеев в развитии экологической науки, формировании экологической культуры и просвещении; роли общественных организаций в экологическом воспитании и формировании экологической культуры; потенциала особо охраняемых природных территорий для развития экологического просвещения и воспитания.

 

 

Модераторами секции выступили профессор кафедры гуманитарных наук, советник ректора Международного независимого эколого-политологического университета (НОУ ВПО «Академия МНЭПУ») Станислав Александрович Степанов и заведущая Научно-консультационным отделом экологической информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России Елена Феликсовна Бычкова.

Участников Секции приветствовал Генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

 

Профессор кафедры гуманитарных наук, советник ректора Академии МНЭПУ Степанов С.А. выступил на тему проблем дефиниций и законодательного обеспечения экологическое образование для устойчивого развития, отметив, что создание в стране институциональной системы непрерывного, комплексного и всеобщего экологического образования для устойчивого развития России следует начать с разработки современной нормативно-правовой базы - об этом говорится в рекомендациях последних международных научно-практических конференций по экологическому образованию для устойчивого развития, проводимых у нас в стране.

 

Заведущая Научно-консультационным отделом экологической информации ГПНТБ России Бычкова Е.Ф. рассказала о возможностях доступа и использования ресурсов по экологии ГПНТБ России в образовательных целях. Бычкова Е.Ф. отметила, что экологический раздел интернет-сайта ГПНТБ России предоставляет в открытом доступе полнотекстовые коллекции раритетных изданий по вопросам экологии и природопользования – всего это около 1000 изданий. Этот уникальный информационный ресурс, позволяет наиболее полно удовлетворять потребности пользователей.

 

О роли общественных организаций в формировании экологической культуры населения рассказала председатель Центрального совета Межрегиональной общественной организации «Природоохранный союз» Вероника Михайловна Тарбаева.

В частности, она сообщила, что в России мощное молодёжное экологическое движение пока еще не сформировалось, а уровень развития волонтерской деятельности в РФ по сравнению со странами Европы остается крайне низким. При этом потенциал молодёжных организаций, которые являются основным кадровым резервом любого общественного движения в России, растет с каждым годом. По словам Тарбаевой В.М. необходимость сотрудничества экологического движения с молодёжными структурами - очевидна.

 

 

Опытом ГУП «Водоконал Санкт-Петербурга» в вопросах экологического просвещения поделилась ведущий специалист информационно-образовательного центра ГУП «Водоконал Санкт-Петербурга» Вера Павловна Швецова. Для реализации направления созданы. Сотрудник предприятия рассказала, что в рамках реализации экологической политики ГУП «Водоконал Санкт-Петербурга» по информированию и просвещению населения силами предприятия созданы Детский экологический центр (ДЭЦ) и Музейный комплекс «Вселенная воды»

 

Научный сотрудник Музея землеведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Надежда Ивановна Белая в своем выступлении на тему «Возможности музея землеведения МГУ в формировании фундаментальных экологических знаний» отметила, что основу экологии, зародившейся в недрах биологии во второй половине XIX века, к настоящему моменту составляют также география, геология, химия, почвоведение, что было уже неоднократно обсуждено. Знания именно из этих научных областей можно получить в музее землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова.

 

В рамках секции своим опытом экологического просвещения молодежи поделились более 20 специалистов из различных учреждений и регионов РФ.




На секции «Развитие экологического образования в системе высшей школы», которая проходила в здании Экологического факультета РУДН обсуждались вопросы особенности экологического образования в высшей школе: проблемы и перспективы; проблемы, перспективы и эффективность экологического образования в интересах устойчивого развития; перспективы модернизации высшего профессионального экологического образования; реализация принципа преемственности в системе экологического образования; экологическое образование в непрофильном ВУЗе; повышение экологической компетентности преподавательских кадров высшей школы.

 

Модераторами секции выступили заведующая кафедрой экологии человека Экологического факультета РУДН О.М. Родионова и заместитель декана по научной работе Е.В. Сударикова

 

 

Основной доклад об инновационных технологиях экологического образования (на примере РУДН) сделала заведующий кафедрой экологии человека О.М. Родионова.

С докладом «Состояние экологического образования в контексте стандартизации образовательных программ высшей школы» выступила О.П. Мелехова, ведущий научный сотрудник биологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, в котором важную роль отвела оценке качества образования и организации образовательного процесса, опираясь на собственный опыт разработчика федеральных документов об образовании по биологии (ГОС-1, ГОС-2, ФГОС и ФГОС 3+).

Профессор Я.Д. Вишняков, заведующий кафедрой Управления природопользованием и экологической безопасностью Государственного университета управления в своем выступлении важную роль в развитии экологического образования отвел первоочередной поддержке кафедр, являющихся одновременно выпускающими кафедрами по эколого-ориентированным направлениям и кафедрами, ведущими эколого-ориентированную подготовку студентов всех специальностей соответствующих вузов.

Подобную мысль высказал и профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ А.С. Шилов в докладе «Экологическое образование в магистратуре».

 

Междисциплинарным опытом преподавания поделились преподаватели Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова - доцент географического факультета Е.А. Божилина выступила с сообщением о картографической подготовке в системе экологического образования в высшей школе и научный сотрудник экономического факультета А.И. Кривичев рассказал об оценке возможности распространения экологических знаний и экологического обучения дистанционно в циркумполярном мире (на примере Арктического университета).

Региональный опыт был представлен опытом Ярославской области в области образования для устойчивого развития, а именно заместителем заведующего кафедрой экономики природопользования и устойчивого развития Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова А.С. Дунаевым и его докладом «Ярославская область: от экологического образования – к образованию для устойчивого развития».

На секции «Формирование социального заказа как основы проектирования профессиональной подготовки инженеров-экологов», которая также прошла в здании Экологического факультета РУДН, обсуждались такие вопросы как: качество экологического образования – элемент системы экологической безопасности Российской Федерации; роль качества подготовки экологов-природопользователей в формировании экологической безопасности предприятий и организаций в Российской Федерации; методические подходы к разработке профессионального стандарта и проведению сертификации экологов; требования к знаниям и компетенциям обучающихся экологических факультетов ВУЗов для прохождения профильных производственных практик с последующим трудоустройством выпускников на предприятия; актуальные вопросы подготовки специалистов экологов в интересах решения практических задач предприятий-природопользователей.

 

Модераторами секции выступили заведующая кафедрой экологии человека Экологического факультета РУДН О.М. Родионова и заместитель декана по научной работе Е.В. Сударикова

Основным выступлением стал доклад заместителя исполнительного директора Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского, заместителя декана экологического факультета РУДН Е.В. Судариковой «Дни экологического просвещения в регионах Российской Федерации: опыт, результаты, перспективы», которым был задан дискуссионный тон секции. В докладе красной линией прослеживался положительный опыт партнерства Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского с участниками и партнерами Фонда в области экологического просвещения. Важная роль в этом партнерстве отводится результативному взаимодействию с участниками Фонда – дочерними обществами ПАО «Газпром», содержательная составляющая экологических проектов успешна благодаря взаимодействию Фонда с ведущими высшими школами страны, особенно с Российским университетом дружбы народов и Московским университетом имени М.В. Ломоносова.

Об опыте взаимодействия с предприятиями и общественными организациями в целях качественно профессиональной подготовки экологов и уникальности таких направлений в экологическом образовании как экология человека и судебная экология рассказали представители экологического факультета РУДН - заведующая кафедрой экологии человека О.М. Родионова и доцент кафедры судебной экологии Ю.И. Баева.

Об уникальных программах на музейных экспозициях в области экологического просвещения рассказал директор Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова профессор А.В. Смуров. Особое внимание аудитории привлек совместный проект Музея и Фонда по проведению научно-практических семинаров для молодых специалистов ПАО «Газпром».

О важности более тесного партнерства вузов с предприятиями в целях качественной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды говорила член Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ, ответственный секретарь Комитета по проблемам экологии и природопользованию Московской торгово-промышленной палаты Л.П. Ветошкина.

Опытом работы в области подготовки и повышения квалификации инженеров-экологов для водопроводно-канализацонного хозяйства России поделился заместитель директора по персоналу и информационной политике ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» П.Б. Михайлов.

О роли общественных организаций в повышении качества экологического образования сообщил А.В. Леонтович, заместитель директора Дома научно-технического творчества молодежи МГДДюТ. С примерами этой работы в регионах выступили партнеры Фонда М.П. Новикова, заведующая отделом Национального музея Республики Татарстан и О.Н. Социховская, заведующая отделом Республиканского центра экологического образования Республики Коми.

Большой пласт вопросов прозвучал в сообщении заместителя директора по безопасности Краснозаводской средней общеобразовательной школы №1 С.Н. Смирнова в докладе «Узкоспециализированная направленность средней школы – одна из проблем качественной подготовки кадров для экономики России».

О необходимости престижа научного знания среди молодежи и более активного использования в этих целях средства массовой информации говорилось в выступлении представителей Студии «Спарк Филмз» режиссера Ю.В. Колесник и продюсера А.Е. Шутова, которые выступили с предложением о запуске на телевидении научного шоу, с презентацией которого они выступили на секции. Их презентация называлась «Проект телевизионного научного экологического шоу «ЭКО-КВЕСТ».

С конкретным партнерским предложением о проведении научно-практической экспедиции для студентов и школьников в честь 70-летия открытия первого газопровода выступил декан факультета экологии и сервиса Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина профессор А.В. Иванов.

В целом все участники Четвертой Всероссийской Конференции по экологическому образованию отметили, что мероприятие собрало самых деятельных специалистов в области экологического образования и дало возможность поделиться своим опытом и обменяться идеями и предложениями. Также участники выразили благодарность в адрес Неправительственного экологического Фонда имени В.И. Вернадского за организацию Конференции и возможность получить новые знания и опыт.

Плямина, Абдурахманов, Грачев.jpg 

 

 

 

 


Ниже представлены презентации участников конференции:

  • Социальный диалог государственных, общественных организаций и местных сообществ в экологическом воспитании, просвещении и формировании экологической культуры: часть 1, часть 2часть 3.

Яндекс.Метрика